Стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи при правильном хранении, вводе в действие и соблюдении зарядно-разрядного баланса могут работать 4...5 лет, выдерживая 300...400 циклов разрядка — зарядка. При нарушении же этих условий возникают различные неисправности батарей и сокращается срок их службы.
Систематический перезаряд из-за повышенного напряжения генератора или короткого замыкания в одном из аккумуляторов проявляется в систематическом уменьшении уровня электролита и необходимости его доливки дистиллированной водой. Перезаряд ускоряет коррозию решеток и оплывание активной массы положительных пластин, значительно сокращая срок службы батареи. Например, при увеличении напряжения генератора на 10. ..12% выше оптимального срок службы батареи уменьшается в 2...2,5 раза.
Коррозия решеток и оплывание активной массы положительных пластин взаимосвязаны. Литая свинцово-сурьмянистая решетка окисляется серной кислотой на разную глубину: кристаллы свинца — на меньшую, а межкристаллические прослойки с примесями — на большую. При зарядке батареи генератором и одновременном электролизе воды сульфатная пленка решетки преобразуется в недостаточно прочную двуокись свинца увеличенного объема. Основная активная масса разрыхляется и оплывает на дно бака, а решетки корродируют на все большую глубину и разрушаются. Мелкодисперсные частицы двуокиси свинца в электролите придают ему светло-коричневый оттенок. Они проникают в поры мипластового сепаратора, образуют в нем мостики спайки между разнополюсными пластинами и ускоряют саморазряд.
Систематический недозаряд из-за пониженного напряжения генератора проявляется в уменьшении плотности электролита и ухудшении работы потребителей, особенно стартера. Недозаряд батареи на машине, а также ее хранение без систематической подзарядки вызывают сульфатацию — образование плохорастворимых кристаллов сульфата свинца на поверхности и внутри активной массы пластин. Сульфатации также способствуют повышенная плотность электролита при вводе батареи в действие и его загрязнение органическими примесями. Эти примеси, адсорбируясь на поверхности кристаллов сульфата свинца, служат одной из причин затрудненной зарядки сульфатированной батареи обычным зарядным током (0,05...0,10) Qн.
Недостаточный уровень электролита из-за его вытекания через трещины в баке, крышке и мастике, а также из-за электролиза воды при систематическом перезаряде батареи вызывает окисление и сульфатацию оголенных пластин, их ускоренный саморазряд и разрушение.
Наклон батареи, а тем более ее переворачивание вверх дном вызывают короткое замыкание разнополюсных пластин оседающим шламом, накопившимся в межреберном пространстве дна при работе.
Окисление полюсных выводов из-за отсутствия на них защитной смазки и попадании электролита приводит к их «схватыванию» с наконечниками проводов, увеличивает переходное сопротивление и ухудшает работу потребителей, особенно стартера. Неосторожный демонтаж окисленных наконечников, а также постоянное натяжение проводов приводят к ослаблению и обрыву полюсных выводов.