Причины неисправностей электрооборудования трактора, электрической сети и коммутационной аппаратуры: ослабление, загрязнение и окисление разъемных соединений, подгорание контактов, повреждение изоляции, обрыв проводов и замыкание их на «массу».
На всех тракторах провода собраны в жгуты и уложены, как правило, в труднодоступных местах. При замыкании на «массу» провода, не защищенного предохранителем, он быстро ( в течение 1...3 с) нагревается по всей длине, изоляция оплавляется и жгут воспламеняется, вызывая пожар, который трудно потушить, а трактор после пожара практически невозможно отремонтировать.
Датчики и указатели КИП, как правило, изготовляют неразборными, в процессе эксплуатации не регулируют и при отказе заменяют новыми.
Неисправности приборов освещения и световой сигнализации обусловлены перегоранием ламп накаливания, разрегулировкой положения оптических элементов фар, частоты сигналов электромагнитного реле поворота.
Перегоревшие лампы заменяют новыми. В маркировке ламп для головных фар с европейским светораспре-делением, например А12-45 + 40, указывают номинальное напряжение (12 В) и мощность (45 Вт — нити дальнего и 40 Вт — нити ближнего света), а с американским светораспределением, например А12-60+ + 40,— номинальное напряжение (12 В) и силу света (60 кд — дальнего, 40 кд — ближнего).
Галогенные лампы АКП2-60 + 55 и АКГ24-75 + 70 увеличивают дальность действия головных фар на 30...40 % по сравнению с обычными лампами. Их необходимо переключать на ближний свет при встречных разъездах не за 150 м, как этого требуют Правила дорожного движения, а за 250...300 м.
Головные фары регулируют с помощью релоскопа или вертикального экрана, расположенного на расстоянии 1э (см. рис. 197, г) от рассеивателей. Регулировка сводится к установке такого угла а наклона световых пучков, при котором ближний свет распространяется на одинаковое расстояние у всех транспортных средств. Разметка же экрана (см. рис. 197, д) разная и зависит от высоты и межцентрового расстояния фар, а также от расстояния 1э до экрана. В стесненных условиях регулировки рекомендуемое расстояние 1э= 10±0,05 м выдержать не удается. При других значениях 1э смещение ∆hе оси Б — Б вниз от оси А — А тоже изменяется. Ориентировочно его можно определить по формуле
∆hе=Iэh/Iе, (5.1)
где lе — максимально допустимое расстояние до центра световых пятен на дороге, м. Для дальнего света 1е>100 м, для ближнего 30 м≤1е≤50 м, для противотуманных фар 1е<20 М.
Фары регулируют поочередно, закрывая одну из них непрозрачным материалом. Угол а изменяют винтом 3 (см. рис. 197, а), а совмещение вертикальной оси световых пятен с осями BB1 или ГГ1 экрана другим винтом, смещенным относительно винта 3 на 90°.
Головные фары тракторов МТЗ-80 и МТЗ-100 регулируют поворотом их корпусов на шаровых опорах, закрепленных на кронштейнах.
Частоту сигналов электромагнитных реле поворота РС57, РС57-В, РС401-В и РС410-Б изменяют винтом натяжения струны, осторожно поворачивая его отверткой на малый угол.