Гидропривод коробки передач трактора Т-150 предназначен для включения без разрыва потока мощности фрикционных муфт правого и левого вторичных валов и плавного изменения давления масла в любой из них. Он состоит из параллельных гидроприводов правого и левого бортов.
Двухсекционный шестеренный насос 2 (рис. 140) всасывает масло из поддона корпуса коробки передач через фильтры 1 и двумя потоками подает его через фильтры 3 в напорные гидролинии правого и левого бортов с тремя параллельными ветвями в каждой. Сетчатые фильтры 3 нагнетания очищают масло от примесей размером более 80 мкм или перепускают его неочищенным через клапаны 4. Перепускные распределители 16 поддерживают постоянное давление масла в напорных гидролиниях бортов вследствие непрерывного частичного слива потока через радиатор 19 или перепускной клапан 18 в бак 20, а также через дроссели 15 и смазочно-охладительную систему в поддон. Рис. 140. Схема гидропривода коробки передач трактора Т-150: 1 — фильтр всасывания; 2 — насос; 3 — фильтр нагнетания; 4 — перепускной клапан; 5 — ручной насос; 6 — гидроаккумулятор; 7 — манометр; 8 — поводок; 9 — клапан управления; 10,11 и 12 —перебросные золотники; 13 — вторичный вал; 14 — поворотный золотник; 15 — дроссель; 16 — перепускной распределитель; 17 — регулировочный винт; 18 — перепускной клапан радиатора; 19 — радиатор; 20 — бак; А — кольцевая канавка золотника; Б — раздаточный паз; В — кольцевые канавки распределителя и вторичного вала; Г и Е — радиальные каналы; Д — продольные каналы; Ж — сливной канал, I, II, III и IV — гидроподжимные муфты соответствующих передач. |
Распределители управления с поворотными 14 и перебросными 10, 11, 12 золотниками не имеют нейтрального положения. Они соединяют гидроподжимные муфты включаемых передач бортов с ветвями напорной гидролинии, а выключаемых передач — с гидроаккумуляторами 6 и ветвями сливной гидролинии.
Клапаны 9 управления обеспечивают плавное изменение давления в напорной гидролинии правого или левого борта, плавно регулируя с помощью рулевого колеса слив масла в поддон.
Поворотные золотники 14 переводят в любое из четырех фиксируемых положений двумя рычагами управления, а клапаны 9 настраивают поворотом поводков 8 через систему тяг и рулевое колесо.
Встроенные гидроцилиндры фрикционных муфт I...IV передач питаются маслом по цепи насос 2 — фильтр 3 — кольцевая канавка А и раздаточный паз Б золотника 14 — одна из четырех кольцевых канавок В — один из радиальных Г, Е и продольных Д каналов вторичного вала — канал в шлицевой ступице муфты — гидроцилиндр муфты.
Для трогания трактора с места выключают муфту сцепления, включают требуемый режим, первые передачи бортов коробки передач и при нейтральном положении рулевого колеса плавно включают муфту сцепления.
Одинаковые передачи при прямолинейном движении и разные передачи при повороте трактора включают без выключения муфты сцепления.
На рисунке 140 правый (нижний) золотник 14 повернут в положение первой передачи, левый (верхний) — второй передачи, а рулевое колесо — в нейтральное положение. В правом гидроприводе меньшая часть потока масла, подаваемого насосом 2, расходуется через ветвь питания гидроподжимной муфты первой передачи и гидроаккумулятора 6, а большая — сливается через перепускной распределитель 16 под давлением 1 МПа. Ветвь слива масла через клапан 9 выключена, так как рулевое колесо установлено в нейтральное положение.
Поворот левого золотника 14 из положения первой передачи в положение второй передачи вызывает резкое уменьшение гидравлического сопротивления в ветви питания еще невключенной гидроподжимной муфты II. Золотник перепускного распределителя 16 под действием своей пружины перекрывает слив масла через радиатор 19 или его клапан 18 в бак 20. Поэтому весь поток масла от насоса 2 через золотник 14 подается в гидроцилиндр муфты второй передачи под возрастающим давлением. Гидроцилиндр муфты первой передачи через радиальные отверстия золотника 14 соединен с каналом Ж слива. Масло поступает в этот гидроцилиндр из гидроаккумулятора 6 при снижающемся давлении до тех пор, пока золотник 10 под действием разности давлений не сместится вперед (вправо).
Включение разных, передач правого и левого бортов вызывает движение трактора по траектории с постоянным радиусом кривизны, а поворот рулевого колеса — с переменным.