Гусеничная шарнирная лента представляет собой замкнутую металлическую цепь, состоящую из отдельных звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Она работает в очень тяжелых условиях — значительные нагрузки, отсутствие смазки, наличие абразивных частиц. Поэтому ее изготовляют из высококачественной стали.
В зависимости от конструкции и способа изготовления звеньев гусеницы бывают трех типов: с цельнолитыми необработанными, составными штампованными и цельно-штампованными звеньями. Широко распространены гусеницы первых двух типов.
Гусеничная цепь первого типа состоит из отдельных литых и необработанных звеньев (рис. 114, а). Звено имеет беговые дорожки 1, направляющие гребни (реборды) 3, проушины с отверстием и почво-зацепом. Звенья соединены между собой стальными пальцами 2, вставляемыми в отверстия проушин соседних звеньев и закрепляемыми шайбами 5 и кольцами 4. Средние проушины звеньев служат цевками, за которые цепляются зубья звездочки.
Каждое звено гусеничной цепи второго типа состоит из отдельных штампованных деталей: звеньев 3 й 4 (рис. 114, б), башмака 5, прикрепляемого к звеньям болтами. На нижней части башмака имеется почво-зацеп (шпора). Верхняя плоскость звена образует беговую дорожку 2 для опорных катков.
Звенья гусеничной цепи соединяют между собой щарнирно с помощью втулок 1 и пальцев 6. Втулки запрессовывают в отверстия внутренних щек одного звена, а палец свободно вставляют во втулку и запрессовывают в отверстия наружных щек соседнего звена. Втулки служат цевками, за которые цепляются зубья звездочки. Для соединения и разъединения гусеничной цепи предусмотрено одно легкоразъемное звено.
По конструкции шарниров гусеницы делят на открытые и закрытые. Гусеницы с цельнолитыми необработанными звеньями (рис. 114, а) имеют открытые шарниры, так как отверстия под палец в проушинах не обрабатывают.
Гусеница с закрытыми (защищенными) шарнирами (рис. 114, б) имеет обработанные отверстия в звеньях, в которые запрессовывают обработанные палец и втулку. В шарнирном соединении двух соседних звеньев образуется уплотняющий лабиринт А. Рис. 114. Типы гусениц: а — с цельнолитыми необработанными звеньями: 1 - беговая дорожка; 2 - палец; 3 - направляющая реборда; 4 - стопорное кольцо; 5 - шайба; б - с составными штампованными звеньями: 1 - стальная втулка; 2 - беговые дорожки; 3 и 4 - звенья; 5 - башмак; 6 - палец. |