Краткий исторический обзор отечественного тракторостроения
В 1785 г. профессор М. М. Комов выдвинул идею создания «быстро-движной машины для облегчения труда крестьян и замены лошадей». Однако только в 1889 г. крестьянин Ф. А. Блинов на Саратовской выставке продемонстрировал работу первого в мире парового гусеничного трактора.
В 1879...1884 гг. О. С. Костович создал двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием, работающий на жидком топливе.
В 1893...1895 гг. Я. В. Мамин (ученик Ф. А. Блинова) построил самоходную тележку с нефтяным двигателем внутреннего сгорания, а в
1910 г. - первый отечественный колесный трактор с нефтяным двигателем мощностью 25 л. с.
В 1902 г. инженер Г. В. Тринклер сконструировал двигатель с воспламенением от сжатия.
До 1917 г. в России не было ни автомобильной, ни тракторной промышленности. В основном единичные экземпляры ввозились из-за рубежа.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции открылись неограниченные возможности для производства и широкого использования в сельском хозяйстве тракторов и других сложных машин.
С 1918 по 1929 г. налаживается серийный выпуск тракторов на машиностроительных заводах, а в 1930 г. вступил в строй первый в стране тракторный завод — Сталинградский (ныне Волгоградский), затем в 1931 г. — Харьковский, которые изготовляли колесные тракторы. В 1933 г. Челябинский тракторный завод приступил к выпуску гусеничных тракторов. В годы Великой Отечественной войны работали Алтайский (г. Рубцовск) и Владимирский тракторые заводы.
После окончания войны восстанавливали разрушенные предприятия, реконструировали и расширяли действующие заводы, строили новые — Минский, Липецкий, Кишиневский. В годы восьмой пятилетки наша страна заняла первое место в мире по производству тракторов. Этот период ознаменовался созданием нового поколения отечественных тракторов с дизелями.
В 70-е годы начался выпуск энергонасыщенных тракторов на Харьковском и Кировском заводах. В 1986 г. всего выпущено 600 тыс. тракторов общей мощностью 40 млн кВт. С каждым годом увеличивается их выпуск, улучшаются технико-экономические показатели, повышаются мощность, скорость движения, топливная экономичность, надежность; уменьшается удельная материалоемкость. Многие детали и сборочные единицы тракторов унифицируются.
В 1986... 1987 гг. тракторостроители приступили к выпуску нового поколения
тракторов: МТЗ-100, ДТ-175С и их модификаций.
Теоретической основой
советского тракторостроения послужили исследования Е. Д. Львова, Д. А.
Чуда-кова, Н. Р. Брилинга, В. Н. Болтинского и многих других ученых и
инженеров.