Муфта сцепления служит для передачи крутящего момента, быстрого разъединения и плавного соединения двигателя с трансмиссией, необходимых для переключения передач и плавного трогания трактора с места, а также для предохранения двигателя и деталей трансмиссии от перегрузок. Способность муфты передавать максимальный крутящий момент двигателя характеризуется коэффициентом запаса
β = Мт/Ме mах, (9)
где Мт — момент трения муфты сцепления; Ме mах — максимальный крутящий момент двигателя.
Коэффициент запаса выбирают в пределах 1,5...4 в зависимости от типа и назначения трактора.
Основные требования к муфтам сцепления: полное выключение и возможность плавного их включения; небольшой момент инерции ведомых частей и наличие тормозного устройства, необходимого для безударного переключения передач в ступенчатых трансмиссиях тракторов; простота и надежность в эксплуатации, легкость в управлении.
Муфты сцепления могут быть: с силовым замыканием за счет сил трения (механические фрикционные) или магнитного притяжения (электромагнитные) и с динамическим замыканием под действием сил инерции (гидравлические) или индукционного взаимодействия электромагнитных полей (электрические) .
На тракторах, как правило, применяют механические фрикционные дисковые муфты сцепления с силовым замыканием за счет сил трения.
Муфта сцепления имеет три основные части: ведущую, ведомую и механизм управления. На рисунке 79 показана упрощенная схема муфты сцепления. Ведущая часть — маховик 1 двигателя, кожух 5 и нажимной диск 4; ведомая — диск 2 с фрикционными накладками 3 и вал 8, соединенные между собой шлицевой ступицей.
Принцип действия такой муфты сцепления заключается в следующем. Под действием пружин 6 ведомый диск зажат между поверхностями маховика и нажимного диска. Вследствие трения они вращаются как одно целое и передают крутящий момент от коленчатого вал двигателя валу 8 трансмиссии. Для выключения муфты сцепления нажимают педаль 7. При этом нажимной диск, преодолевая усилия пружин, перемещается вправо и освобождает ведомый диск. Передача вращения на ведомый вал 8 прекращается. Рис. 79. Схема фрикционной муфты сцепления: 1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — фрикционные накладки; 4 — нажимной диск; 5 — кожух муфты сцепления; 6 — пружина; 7 — педаль; 8 — вал. |
Механические фрикционные муфты сцепления классифицируют по следующим признакам:
- по роду трения — сухие и мокрые. Сухие муфты, как правило, имеют ведомые диски с фрикционными накладками и работают без смазывающей жидкости, а мокрые муфты со стальными ведомыми дисками работают в жидкости (масле);
- по числу ведомых дисков — одно-, двух- и многодисковые. Например, муфта сцепления редуктора пускового двигателя многодисковая, работает в масле, а муфта сцепления, изображенная на рисунке 79, однодисковая, сухая;
- по типу нажимного устройства — постоянно замкнутые, если нажимной механизм пружинный, как, например, у муфты на рисунке 79, и непостоянно замкнутые, если нажимной механизм рычажного типа;
- по принципу управления — без усилителя и с усилителем: рычажно-пружинным (сервомеханизмы), гидравлическим, пневматическим;
- по передаче крутящего момента трансмиссии — одно- и двухпоточные. Для передачи крутящего момента не одному, а двум потребителям, например коробке передач и механизму отбора мощности, и самостоятельного управления ими применяют двухпоточные муфты сцепления;
- по назначению — главная и дополнительные. Главной называют муфту сцепления, передающую крутящий момент через трансмиссию на ведущие колеса или звездочки. Ее устанавливают между двигателем и коробкой передач. Муфты сцепления, размещаемые в увеличителе крутящего момента, коробке передач, редукторе механизма отбора мощности и других устройствах, называют дополнительными (или специальными).
Работа муфты сцепления во многом зависит от правильной эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Выключать муфту сцепления необходимо быстро и до конца, а включать несколько медленнее (за 1,2... 1,8 с), плавно, без задержки в полувключенном положении. При остановках нельзя долго держать муфту сцепления выключенной. Следует выключить передачу и вновь включить муфту сцепления.
Основные неисправности муфты сцепления:
- пробуксовывание, т. е. когда передаваемая муфтой сцепления мощность меньше подведенной и ее ведущие (или ведущий) диски начинают проскальзывать;
- муфта сцепления «ведет», т. е. не полностью выключается, ведомые диски продолжают вращаться, что затрудняет переключение передач.
Причины пробуксовывания: уменьшение свободного хода педали, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин.
Муфта сцепления «ведет» при увеличении свободного хода педали, короблении ведомых дисков или при поломке одного из отжимных рычагов.
Для устранения этих неисправностей необходимо прежде всего проверить и при необходимости отрегулировать муфту сцепления.
Фрикционные постоянно замкнутые муфты сцепления большинства тракторов проверяют и регулируют следующим образом. Проверяют наличие и измеряют свободный ход педали управления. Свободный ход педали необходим для обеспечения требуемого зазора между отводкой и отжимными рычагами. Его регулируют, изменяя длину тяги управления. Проверяют, чтобы зазор между отводкой и каждым отжимным рычагом был одинаковым (2,5...4,0 мм) и разница не превышала 0,1...0,4 мм. При необходимости зазор регулируют специальной гайкой рычага.