Подвеска гусеничных тракторов соединяет остов с движителями и может быть жесткой, полужесткой и эластичной.
Жесткая подвеска упругих элементов не имеет. Оси опорных катков жестко прикреплены к гусеничным тележкам, которые также жестко соединены с остовом трактора. Такую подвеску применяют на промышленных тракторах, движущихся с небольшой скоростью (трубоукладчиках, погрузчиках и т. п.).
Полужесткая подвеска может быть трех- и четырехточечной. В трехточечной полужесткой подвеске обе гусеничные тележки с жестко закрепленными на них осями опорных катков в задней части шарнирно соединены с остовом трактора. Передняя часть остова опирается на гусеничные тележки через упругий элемент — рессору. Подвеска обеспечивает упругую связь гусеничных тележек с остовом трактора и возможность поворота одной тележки относительно другой в вертикальной плоскости при переезде через препятствие. Такую подвеску применяют на тракторах Т-130М, Т-4А.
В четырехточечной полужесткой подвеске каждая гусеничная тележка с жестко закрепленными на ней осями опорных катков соединена с остовом в двух местах через упругие элементы — торсионы. При наезде одной из тележек на препятствие она перемещается вверх и закручивает торсион, смягчая толчки и удары на остов от неровностей дороги. Такая подвеска установлена на тракторе Т-70С.
Эластичная подвеска характеризуется тем, что остов трактора соединен с опорными катками через упругие элементы. На сельскохозяйственных тракторах широко применяют балансирную эластичную (упругую) подвеску. Она состоит из четырех одинаковых балансирных кареток, которые установлены на цапфах, закрепленных на поперечных брусьях рамы трактора. Каретка представляет собой четырехколесную тележку, состоящую из двух балансиров с двумя опорными катками и пружины (или пружин), которая распирает балансиры и служит упругим элементом подвески.
Все толчки, воспринимаемые опорными катками при движении трактора, поглощаются пружиной и не передаются на остов, обеспечивая хорошее подрессоривание трактора. Такая подвеска применена на тракторах Т-150, ДТ-75МВ, ДТ-175С.
В подвесках всех типов толчки, приложенные в горизонтальной плоскости, поглощаются пружинами амортизирующих приспособлений направляющих колес.
Каретка подвески гусеничного трактора Т-150 с эластичной подвеской состоит из двух балансиров 8 (рис. 117). Балансиры устанавливают на цапфы 11, которые запрессованы в кронштейн 10. Балансиры поворачиваются относительно цапфы во втулках 7, запрессованных в отверстия балансира. От осевого перемещения балансир удерживается шайбой 3 и болтом 4. Трущиеся поверхности цапфы и втулок смазываются маслом, заливаемым через отверстие в крышке 2, закрываем пробкой 5. Для предотвращенй течи масла установлены уплотне ние 9 и прокладка 6.
В двух конических роликовы подшипниках, размещенных в сту пице каждого балансира, вращается ось с двумя опорными катками 1. Верхние части балансиров распирают две концентрически расположенные цилиндрические пружины 12 смягчающие толчки при наезде трактора на препятствие. На верхних частях балансиров передних кареток установлены гидроамортизаторы, которые предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении трактора. Жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего амортизатор оказывает сопротивление, поглощающее энергию колебаний пружин. Рис. 117. Каретка подвески трактора Т-150: 1 — опорный каток; 2 — крышка; 3 — шайба; 4 — болт; 5 — пробка; 6 — прокладка; 7 — втулка; балансир; 9 — уплотнение; 10 — кронштейн цапф; 11 — цапфа; 12 — пружина. |