Тракторы как мобильные энергетические средства сельскохозяйственного производства предназначены для передачи агрегатируемым машинам вращательного и поступательного движения и гидравлического потока. Перенос этих форм движения определяет конструкцию механизмов отбора мощности, составляющих основу рабочего оборудования трактора.
Для передачи вращательного движения на тракторах применяют валы отбора мощности (ВОМ) с механизмами их привода и приводные шкивы. Поступательное движение сообщается через прицепные устройства (буксирный крюк, скоба с серьгой), механизмы навески или остов трактора, а гидравлический поток — с помощью гидросистемы отбора мощности (ГСОМ).
Управление механизмами навески всех тракторов обеспечивает раздельно-агрегатная гидросистема, которая одновременно выполняет и функции ГСОМ (кроме трактора МТЗ-100). Управление механизмами привода ВОМ тракторов Т-150 и К-701 тоже гидрофицировано.
- Механизм навески
- Автоматическая сцепка
- Прицепная серьга
- Буксирное устройство
- Вал отбора мощности трактора
- Приводной шкив
Техническое обслуживание механизма навески тракторов заключается в систематической проверке затяжки болтов бугелей и крышек верхней оси, смазывании резьбовых соединений раскосов и центральной тяги, а также в проверке натяжения цепей растяжек.
В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80 следят за положением рычага управления задним ВОМ, так как при упоре его в полик кабины пробуксовывают ленточные тормоза. Для устранения этой неисправности, а также при увеличенном ходе рычага или возросшем усилии на рычаге регулируют механизм управления ВОМ.
Для регулировки ввертывают болт 11 (рис. 206) в рычаг 13 и сжимают пружину 8 до тех пор, пока отверстие в стакане 5 не совместится с болтом 6. Отвернув контргайку 7, заворачивают болт 6 до отказа и тем самым стопорят от перемещений пружину 8, стакан 5 и крышку 9. Вывертывают полностью болт 11 и поворачивают пружину в сборе вниз. Отъединяют тягу 4 и поворачивают рычаг 13 до совмещения отверстия в нем с резьбовым отверстием на корпусе заднего моста. Затем ввертывают в это отверстие болт 12, фиксируя рычаг.
Сняв крышку регулировочного люка, заворачивают поочередно регулировочные тяги 15 до отказа моментом 8... 10 Н·м, а затем отворачивают их на три оборота. Проверяют от руки за хвостовик легкость вращения ВОМ. При тугом вращении отворачивают дополнительно тяги 15 еще на ½ оборота.
Собирают механизм управления в обратной последовательности. Болт 11 заворачивают до тех пор, пока стопорный болт 6 не будет легко выворачиваться. Выворачивают болт 6 настолько, чтобы он вышел из отверстия стакана 5.
Длину тяги 4 регулируют таким образом, чтобы при включенном положении рычага 1 управления расстояние К = 45...50 мм.
При работе приводного шкива с повышенным шумом необходимо отрегулировать боковой зазор в зацеплении конических зубчатых колес. Уменьшение бокового зазора достигается сокращением числа регулировочных прокладок под фланцами рукава 1 (см. рис. 205) и корпуса 4. Нормальный зазор составляет 0.25...0.45 мм.
Рис. 206. Управление задним ВОМ трактора МТЗ-80: 1 — рычаг управления; 2 — регулировочная вилка; 3 и 10 — контргайки; 4 — тяга; 5 — стакан пружины; 6 и 7 — монтажные болт и гайка; 8 — пружина; 9 — крышка стакана; 11 —упорный болт; 12 — установочный болт; 13 — рычаг; 14 — валик; 15 — регулировочные тяги; 16 — полик кабины. |