Гидропривод коробки передач трактора Т- 150К отличается от гидропривода коробки передач трактора Т-150 меньшим числом сборочных единиц и другим их расположением, кроме распределителя управления.
Односекционный масляный насос НМШ-25 установлен в поддоне и соединен вертикальным валом с приводом от дизеля или ведущих колес. Фильтр нагнетания и перепускной распределитель с предохранительным клапаном размещены на верхней крышке коробки передач, а гидроаккумулятор — в расточке правой стенки.
Предохранительный клапан регулируют на давление срабатывания 1,65...1,9 МПа.
В тракторе Т-150 его функцию выполняют клапаны плавного сброса
давления.
Гидродинамический трансформатор трактора ДТ-175С при колебании
тягового сопротивления бесступенчато и автоматически трансформирует вращательное
движение между муфтой сцепления и коробкой передач с целью варьирования
поступательной скорости машинно-тракторного агрегата (МТА). Это обеспечивается
непрерывным изменением кинетической энергии потоков веретенного масла по
торообразным траекториям в совмещающихся межлопастных каналах насосного Н (рис.
143), турбинного Т и реакторных Р1 и Р2 колес.
Насосное колесо Н через корпус
15, вал 11, карданную передачу и главную муфту сцепления соединено с коленчатым
валом дизеля, турбинное колесо Т через вал 16, муфту 22 и промежуточный вал — с
первичным валом коробки передач, а реакторные колеса Р1 и Р2 через обгонные
муфты 18 — с неподвижной ступицей 19. Все колеса установлены на подшипники
качения, а зазоры между контурообразующими плоскостями минимальны.
Давление
масла в торообразном контуре циркуляции ограничивает предохранительный клапан 5
насоса 4 подпитки, а его оптимальное значение поддерживает переливной клапан 3
круга циркуляции.
Кинетическая энергия потоков масла на входе в межлопастные
каналы насосного колеса Н минимальна, а на выходе из них максимальна. Она
определяется окружной и меридиональной скоростями потоков и зависит от радиуса и
угловой скорости ωн насосного колеса.
Рис. 143. Схема гидротрансформатора трактора ДТ-175С:
1 — перепускной
клапан фильтра; 2 — сетчатый фильтр; 3 — переливной клапан круга циркуляции; 4 —
насос подпитки; 5 — предохранительный клапан насоса подпитки; в — поддон; 7 —
фильтр-заборник; 8 — пеноразрушающая сетка; 9 — радиатор; 10 — зубчатое колесо
привода насоса смазочнной системы трансмиссии; 11 — вал насосного колеса; 12 —
отводка; 13 — шлицевая муфта; 14 — зубчатый венец; 15 - фланец корпуса насосного
колеса; 16 — вал турбинного колеса; 17 — гайка ступицы; 18 — пол муфты; 19—
ступица реакторных колес; 20 — втулка; 21 — зубчатое колесо привода
насоса
лпитки; 22 — шлицевая муфта; Н и T — насосное и турбинное колеса; Р1 и
Р2 — реакторные колеса.
Рис. 144. Характеристика гидротрансформатора.
Угловая скорость ωт турбинного колеса всегда меньше угловой скорости ωн
насосного колеса и зависит от момента Мт сопротивления вращению первичного вала
коробки передач и тягового усилия трактора.
Увеличение внешних сопротивлений
движению трактора вызывает рост момента Мт и автоматическое уменьшение угловой
скорости ωт вплоть до остановки турбинного колеса при максимальном тяговом
усилии трактора.
При ωт = 0 потоки масла из насосного колеса, обладая при
заданной частоте вращения коленчатого вала дизеля максимальной кинетической
энергией, вынуждены проходить по неподвижным межлопастным каналам турбинного и
реакторных колес, полностью теряя окружную составляющую своей скорости и отдавая
этим колесам большую часть кинетической энергии.
Если предположить, что
неподвижных реакторных колес Р1 и Р2 нет, действие потоков масла на лопасти
турбинного Т и насосного Н колес будет противоположное, обеспечивающее отношение
Мт/Мн = 1 при любом ωт/ωн<0,95...0,98 (рис. 144).
Неподвижные реакторные
колеса разрывают круговую цепь действие — противодействие через потоки масла
между турбинным и насосным колесами и передают на неподвижную ступицу часть
реактивного момента, разгружая от него насосное колесо. Это увеличивает момент
Мт по сравнению с моментом Мн в 3...3.5 раза за счет уменьшения угловой скорости
ωт турбинного колеса и поступательной скорости трактора до нуля.
Уменьшение
тягового сопротивления МТА и момента Мт вызывает увеличение поступательной
(трактора) и угловой ωт (турбинного колеса) скоростей, а также уменьшение Мт/Мн.
При ωт/ωн> 0,6 реакторное колесо Р1, а при ωт/ωн > 0,85 и реакторное
колесо Р2 начинают вращаться, не воспринимая реактивный момент, и заставляют
гидротрансформатор работать в режиме гидромуфты, при котором Мт =
Мн.
Выключение гидротрансформатора при пуске дизеля буксированием трактора
обеспечивает шлицевая муфта 13 (см. рис. 143), которая с помощью отводки 12
перемещается назад (на рисунке вправо) и соеди няет насосное колесо Н с
турбинным Т через зубчатые венцы фланцев 14 и 15.