Кинематическая схема коробки передач трактора Т-150К изображена на рисунке 86, г. Коробка передач состоит из основного редуктора КП (непосредственно коробки передач), ходоуменьшителя X и раздаточной коробки Р.
Основной редуктор КП двухвальный, четырехступенчатый, с зубчатыми колесами постоянного зацепления и гидроподжимными муфтами включения ведомых зубчатых колес. На шлицах первичного вала 4 жестко установлены ведущие шестерни 1, 2, 3 и 5. В постоянном зацеплении с ведущими шестернями находятся зубчатые колеса 22, 23, 24 и 26, установленные на вторичном валу 27, каждое из которых вращается на двух шариковых подшипниках. Рис. 86, г. Кинематическая схема коробки передач трактора Т- 150К: КП — основной редуктор; X — ходоуменьшитель; Р — раздаточная коробка; 1, 2, 3 и 5 — ведущие шестерни первичного вала; 4 — первичный вал; 6 — зубчатое колесо заднего хода; 7 — вал; 8 — зубчатое колесо; 9, 18, 19 и 21 — зубчатые колеса ходоуменьшителя; 10, 11, 14 и 17 — зубчатые колеса раздаточной коробки; 12 и 13 — валы раздаточной коробки; 15 и 16 — вал и зубчатое колесо привода переднего ведущего моста; 20— вал ходоуменьшителя; 22, 23, 24 и 26 — зубчатые колеса вторичного вала; 25— гидроподжимная муфта; 27 — вторичный вал. |
Ступицы зубчатых колес имеют наружные шлицы, с помощью которых они соединены с ведущими дисками гид-роподжимных муфт 25. Гидроподжимными муфтами зубчатые колеса 22, 23, 24 и 26 могут соединяться с вторичным валом 27. Гидроподжимные муфты, а следовательно, та или иная передача включаются гидроприводом на ходу, без разрыва потока мощности трактора. Схемы включения зубчатых колес основного редуктора на различных передачах: I передача — 2—24, II — 23, Ш — 5—22, IV — 1—26.
Ходоуменьшитель X размещен в заднем отсеке картера коробки передач. Он представляет собой двухступенчатый с прямой передачей трехвальный понижающий редуктор. Ведущее зубчатое колесо 21 ходоуменьшителя находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 19. Зубчатые колеса 19 и 18 жестко посажены на шлицы вала 20. Включается ходоуменьшитель подвижным зубчатым колесом 9, установленным на шлицах первичного вала 12 раздаточной коробки.
При перемещении зубчатого колеса 9 вперед внутренние шлицы его соединяют с наружными шлицами ступицы колеса 21, в результате чего вторичный вал 27 основного редуктора соединяется напрямую с ведущим валом 12 раздаточной коробки (прямая передача).
При перемещении зубчатого колеса 9 назад вращение с вала 27 передается на вал 12 через пары зубчатых колес 21 —19 и 18—9 (понижающая передача).
В верхней части ходоуменьшителя на шлицах вала 7 установлено подвижное зубчатое колесо 6 заднего хода. При перемещении вперед оно входит в зацепление с зубчатым колесом 19, в результате чего включается передача заднего хода. Тогда вращение со вторичного вала 27 основного редуктора передается на вал 13 раздаточной коробки через следующие зубчатые колеса: 21 —19, 19—6, 8—10, 10—17.
Раздаточная коробка Р служит для распределения крутящего момента двумя потоками: к заднему ведущему мосту трактора через вал 13 и к переднему — через вал 15. Раздаточная коробка оборудована дополнительным двухступенчатым редуктором, позволяющим получать два ряда передач: рабочий и транспортный.
Зубчатые колеса 10 и 11 свободно вращаются на первичном валу 12 раздаточной коробки и могут соединяться с ним с помощью зубчатой муфты. Эти колеса находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 14 и 17, жестко установленными на шлицах вала 13 привода заднего моста. На шлицевом валу 15 привода переднего ведущего моста находится подвижное зубчатое колесо 16, которое при перемещении вперед входит в зацепление с зубчатым колесом 17, включая в работу передний ведущий мост. При установке зубчатого колеса 16 в заднее положение оно выходит из зацепления и передача вращения на передний мост прекращается.
Для получения транспортного ряда передач зубчатое колесо 10 соединяют с валом 12, перемещая зубчатую муфту вперед. Тогда вращение валу 13 будет сообщаться через пару зубчатых колес 10—17. Чтобы получить рабочий ряд передач, вал 12 соединяют с зубчатым колесом 11, перемещая зубчатую муфту назад. Вращение на вал 13 будет передаваться через пару зубчатых колес 11—14, имеющих большее передаточное число.
Ступени ходоуменьшителя, ряды в раздаточной коробке и задний ход переключают механически одним общим рычагом.
Маневрируя ступенями ходоуменьшителя и рядами раздаточной коробки, можно получить шестнадцать передач переднего хода (четыре передачи основного редуктора, помноженные на обе ступени ходоуменьшителя и на два ряда раздаточной коробки) и четыре передачи заднего хода (при включении заднего хода ступени ходоуменьшителя ряды раздаточной коробки не переключаются) .
Трактор останавливается только при переключении ступеней ходоуменьшителя и рядов раздаточной коробки. Переключение четырех передач в пределах одного ряда происходит без разрыва потока мощности, т. е. без остановки трактора.
Различные скорости движения трактора достигаются включением в зацепление следующих зубчатых колес (по мере возрастания скорости)
- При включении рабочего ряда раздаточной коробки и понижаю щей ступени ходоуменьшителя (I передача — 2—24, 21 — 19, 18—9 11 — 14; II— 3—23, 21—19, 18—9' 11 — 14; III —5—22, 21 — 19, 18—9 11—14; IV—1—26, 21—19, 18—9 11 —14) получают скорости движения 1,8...2,8 км/ч.
- При включении транспортного ря да раздаточной коробки и понижающей ступени ходоуменьшитель (V передача — 2—24, 21—19, 18—9 10—17; VI —3—23, 21 — 19, 18—9 10—17; VII —5—22, 21 — 19, 18—9 10—17; VIII — 1—26, 21—19, 18—9, 10—17) достигают скорости движения 3,88...6,09 км/ч.
- При включении рабочего ряд раздаточной коробки и прямой п редачи ходоуменьшителя (IX передача —2—24, 11 — 14; X — 3—2 11—14; XI —5—22, 11 — 14; XII 1—26, 11 —14) получают скорост движения 8,5...13,38 км/ч.
- При включении транспортного р да раздаточной коробки и прям передачи ходоуменьшителя (XIII п редача —2—24, 10—17; XIV 3—23, 10—17; XV —5—22, 10—17 XVI —1—26, 10—17) достигают скорости движения 18,65...30,1 км/ч
- При движении задним ходом (I передача — 2—24, 21 — 19, 19— 8—10, 10—17; II —3—23, 21—19 19—6, 8—10, 10—17; III —5—2 21 — 19, 19—6, 8—10, 10—17; IV 1—26, 21 — 19, 19—6, 8—10, 10—17 получают скорости движения 6,6...10,4 км/ч.