Стартер

Стартер — основная сборочная единица всех электрических систем пуска. Он потребляет большую часть энергии аккумуляторной батареи и состоит из электродвигателя постоянного тока последовательного или смешанного возбуждения, механизмов привода и управления. По способу управления различают стартеры с непосредственным и дистанционным управлением, механическим и электромагнитным включением.

В современных системах электро-стартерного пуска с дистанционным управлением и электромагнитным включением применяют от одного до пяти электромагнитных реле: тяговое, дополнительное, блокировки, переключения аккумуляторных батарей и соединения  их с «массой».

Тракторные стартеры различаются габаритными и присоединительными размерами, степенью герметизации, конструкцией якоря, статора, тягового реле и механизма привода. Значительная сила потребляемого тока вызывает необходимость изготовления всех элементов силовой цепи из медных проводников большого сечения, надежного их соединения и защиты от агрессивной среды.

Надежность стартеров существенно зависит от надежности конструкции щеточно-коллекторного узла, предназначенного для питания током вращающейся обмотки якоря. Большинство тракторных стартеров пока имеет цилиндрический, а стартеры СТ221, СТ362, 24.3708 — торцовый коллектор.

Кроме наиболее распространенной роликовой плунжерной муфты, в тракторных стартерах применяют бесплунжерную роликовую (стартер СТ230) и храповую (стартер СТ142) муфты, а также комбинированный привод (стартер СТ103А-01).

Электромагнитные реле устанавливают практически во все электрические цепи современных систем пуска с целью дистанционного управления ими и автоматической блокировки.

 

Выключатель ВК861 аккумуляторных батарей соединяет «минусы» батарей GB1 и GB2 с «массой» или отключает от нее. Он состоит из электромагнита напряжением питания 12 В (в выключателе ВК860—24 В), управляемого кнопкой S1 из кабины, корпуса 10 (рис. 194), контактного и запорного механизмов.

Рис. 194. Выключатель аккумуляторных батарей ВК861: 1 — контактные болты; 2 — головки болтов; 3 — часть рычага закругленная; 4 — стержень; 5 — основание корпуса; 6 й 7 — пружины; 8 — шток; 9 — катушка; 10 — корпус; 11 — фиксатор; 12 — рычаг; 13 — перемычка основания корпуса; 14 — основная пластина; 15—искрогасящая пластина.

Под действием магнитного поля катушки 9 сердечник электромагнита втягивается, сжимая возвратную пружину 7, и через ввернутый в него шток 8 перемещает вниз стержень 4 с подпружиненными контактными пластинами 14 и 15. Искрогасящая 15, а затем и основная 14 пластины, сжимая свои пружины, соединяют плоские головки 2 контактных болтов 1, а через них и провода— «минусы» батарей с «массой».

После перемещения фиксатора 11, установленного в стержне 4, через перемычку 13 неподвижного основания 5 его пружина 6 выдвигается и удерживает стержень 4 в нижнем положении. Шток 8 и сердечник выключенного электромагнита под действием пружины 7 возвращаются в верхнее положение.

При повторном включении электромагнита нажатием кнопки в кабине бурт штока 8 нажимает на верхний конец рычага 12, который, поворачиваясь против хода часовой стрелки, своей закругленной частью 3 утопляет фиксатор 11. Стержень 4 под действием пружин контактного устройства (на рисунке не показаны) перемещается вверх на величину зазора А и упирается в шток 8, а фиксатор 11 — в перемычку 13, но не снизу, а изнутри. После выключения электромагнита стержень 4 перемещается вслед за штоком 8 и отводит от головок 2 основную пластину 14 с меньшей, а искрогасящую пластину 15 с большей скоростью.

При включении вручную выключателя резко нажимают через резиновый колпачок на сердечник электромагнита и плавно отпускают, а при выключении — плавно нажимают и резко отпускают его.

 

Переключатель ВКЗО-Б аккумуляторных батарей в выключенном состоянии соединяет батареи GB1 и GB2 параллельно через контакты К2.1 и К2.3, а во включенном — последовательно через контакты К2.2 и К2.4.

Катушка 7 (рис. 195) электромагнита включается в сеть через два изолированных зажима 6. Под действием ее магнитного поля сердечник 8 со штоком, текстолитовым 11 и медными изолированными 4 и подпружиненными 5 дисками перемещается вниз.

Рис. 195. Переключатель аккумуляторных батарей ВКЗО-Б: 1 и 13 — контактные болты; 2 — крышка; 3 и 9 — головки болтов; 4 и 5 — контактные диски; 6 — зажим; 7 — катушка; 8 — сердечник;10  и 11 — изоляционные диски; 12 — серебряные контакты.

Сначала диск 11 размыкает четыре пары серебряных нормально замкнутых контактов 12, затем диск 5 замыкает плоскую головку 9 зажима 13 (PC) с такой же головкой, соединенной с зажимом 14 ( + Б2), а при максимальной скорости перемещения диск 4 замыкает плоские головки 3 болтов 1 (зажимов —(— Б1 и —Б2).

Надежность соединения диском 4 зажимов +Б1 и — Б2, а диском 5 зажимов PC и + Б2 обеспечивается расположением головок 3 и 9 в одной плоскости, чистотой контактных поверхностей, достаточной жесткостью верхней пружины и прочностью затяжки гаек.

Тяговое реле стартеров отличается магнитодвижущей силой (МДС), числом (одна или две) и обмоточными данными катушек, наличием (РС130) или отсутствием (РС230, РС212) дополнительного контакта, конструкцией большинства деталей.

При включении цепи втягивающей 12 (см. рис. 193) и удерживающей 11 катушек их магнитные потоки складываются и замыкаются по цепи цилиндрический стальной кожух и его крышка — конический стальной упор — воздушный зазор — цилиндрический стальной сердечник — зазор (латунная втулка минимальной толщины) — кожух. Под действием магнитного поля, замыкаемого через уменьшающийся воздушный зазор, сердечник 13 ускоренно перемещается влево и, воздействуя через шток,   пружины   и   изоляционную втулку на медный диск 10, замыкает (с максимальной скоростью) плоские головки медных болтов 9. После этого втягивающая катушка КЗ. 1 выключается (шунтируется контактами К2 и КЗ).

Автоматическое выключение катушки К2 и размыкание контактов К2 дополнительного реле вызывают последовательное включение втягивающей К3.1 и удерживающей К3.2 катушек через замкнутые еще контакты К3. Поскольку катушки К3.1 и КЗ.2 намотаны в разные стороны, а число витков одинаково, то их суммарный магнитный поток равен нулю и сердечник 13 (см. рис. 193) под действием возвратной пружины 14 ускоренно перемещается вправо, обеспечивая размыкание силовых контактов с достаточной скоростью.