Стартер — основная сборочная единица всех электрических систем пуска. Он потребляет большую часть энергии аккумуляторной батареи и состоит из электродвигателя постоянного тока последовательного или смешанного возбуждения, механизмов привода и управления. По способу управления различают стартеры с непосредственным и дистанционным управлением, механическим и электромагнитным включением.
В современных системах электро-стартерного пуска с дистанционным управлением и электромагнитным включением применяют от одного до пяти электромагнитных реле: тяговое, дополнительное, блокировки, переключения аккумуляторных батарей и соединения их с «массой».
Тракторные стартеры различаются габаритными и присоединительными размерами, степенью герметизации, конструкцией якоря, статора, тягового реле и механизма привода. Значительная сила потребляемого тока вызывает необходимость изготовления всех элементов силовой цепи из медных проводников большого сечения, надежного их соединения и защиты от агрессивной среды.
Надежность стартеров существенно зависит от надежности конструкции щеточно-коллекторного узла, предназначенного для питания током вращающейся обмотки якоря. Большинство тракторных стартеров пока имеет цилиндрический, а стартеры СТ221, СТ362, 24.3708 — торцовый коллектор.
Кроме наиболее распространенной роликовой плунжерной муфты, в тракторных стартерах применяют бесплунжерную роликовую (стартер СТ230) и храповую (стартер СТ142) муфты, а также комбинированный привод (стартер СТ103А-01).
Электромагнитные реле устанавливают практически во все электрические цепи современных систем пуска с целью дистанционного управления ими и автоматической блокировки.
Выключатель ВК861 аккумуляторных батарей соединяет «минусы» батарей GB1 и GB2 с «массой» или отключает от нее. Он состоит из электромагнита напряжением питания 12 В (в выключателе ВК860—24 В), управляемого кнопкой S1 из кабины, корпуса 10 (рис. 194), контактного и запорного механизмов. Рис. 194. Выключатель аккумуляторных батарей ВК861: 1 — контактные болты; 2 — головки болтов; 3 — часть рычага закругленная; 4 — стержень; 5 — основание корпуса; 6 й 7 — пружины; 8 — шток; 9 — катушка; 10 — корпус; 11 — фиксатор; 12 — рычаг; 13 — перемычка основания корпуса; 14 — основная пластина; 15—искрогасящая пластина. Под действием магнитного поля катушки 9 сердечник электромагнита втягивается, сжимая возвратную пружину 7, и через ввернутый в него шток 8 перемещает вниз стержень 4 с подпружиненными контактными пластинами 14 и 15. Искрогасящая 15, а затем и основная 14 пластины, сжимая свои пружины, соединяют плоские головки 2 контактных болтов 1, а через них и провода— «минусы» батарей с «массой». После перемещения фиксатора 11, установленного в стержне 4, через перемычку 13 неподвижного основания 5 его пружина 6 выдвигается и удерживает стержень 4 в нижнем положении. Шток 8 и сердечник выключенного электромагнита под действием пружины 7 возвращаются в верхнее положение. |
При включении вручную выключателя резко нажимают через резиновый колпачок на сердечник электромагнита и плавно отпускают, а при выключении — плавно нажимают и резко отпускают его.
Переключатель ВКЗО-Б аккумуляторных батарей в выключенном состоянии соединяет батареи GB1 и GB2 параллельно через контакты К2.1 и К2.3, а во включенном — последовательно через контакты К2.2 и К2.4. Катушка 7 (рис. 195) электромагнита включается в сеть через два изолированных зажима 6. Под действием ее магнитного поля сердечник 8 со штоком, текстолитовым 11 и медными изолированными 4 и подпружиненными 5 дисками перемещается вниз. Рис. 195. Переключатель аккумуляторных батарей ВКЗО-Б: 1 и 13 — контактные болты; 2 — крышка; 3 и 9 — головки болтов; 4 и 5 — контактные диски; 6 — зажим; 7 — катушка; 8 — сердечник;10 и 11 — изоляционные диски; 12 — серебряные контакты. Сначала диск 11 размыкает четыре пары серебряных нормально замкнутых контактов 12, затем диск 5 замыкает плоскую головку 9 зажима 13 (PC) с такой же головкой, соединенной с зажимом 14 ( + Б2), а при максимальной скорости перемещения диск 4 замыкает плоские головки 3 болтов 1 (зажимов —(— Б1 и —Б2). Надежность соединения диском 4 зажимов +Б1 и — Б2, а диском 5 зажимов PC и + Б2 обеспечивается расположением головок 3 и 9 в одной плоскости, чистотой контактных поверхностей, достаточной жесткостью верхней пружины и прочностью затяжки гаек. |
При включении цепи втягивающей 12 (см. рис. 193) и удерживающей 11 катушек их магнитные потоки складываются и замыкаются по цепи цилиндрический стальной кожух и его крышка — конический стальной упор — воздушный зазор — цилиндрический стальной сердечник — зазор (латунная втулка минимальной толщины) — кожух. Под действием магнитного поля, замыкаемого через уменьшающийся воздушный зазор, сердечник 13 ускоренно перемещается влево и, воздействуя через шток, пружины и изоляционную втулку на медный диск 10, замыкает (с максимальной скоростью) плоские головки медных болтов 9. После этого втягивающая катушка КЗ. 1 выключается (шунтируется контактами К2 и КЗ).
Автоматическое выключение катушки К2 и размыкание контактов К2 дополнительного реле вызывают последовательное включение втягивающей К3.1 и удерживающей К3.2 катушек через замкнутые еще контакты К3. Поскольку катушки К3.1 и КЗ.2 намотаны в разные стороны, а число витков одинаково, то их суммарный магнитный поток равен нулю и сердечник 13 (см. рис. 193) под действием возвратной пружины 14 ускоренно перемещается вправо, обеспечивая размыкание силовых контактов с достаточной скоростью.