Тормозной механизм трактора

Тормозной механизм служит для замедления вращения колес или одного из валов трансмиссии под действием сил трения.

Тормозные механизмы различают: по их расположению - колесные, центральные (трансмиссионные) и по типу тормозных деталей - ленточные, колодочные, дисковые.

Колесные тормозные механизмы действуют непосредственно на ступицу колеса, а центральные — на один из валов трансмиссии. На колесных тракторах общего назначения в качестве рабочей тормозной системы используют колесные тормозные механизмы, а для стояночной тормозной системы — центральные или колесные тормозные механизмы. На универсально-пропашных тракторах применяют центральные тормозные механизмы.

Ленточный тормоз может быть простым и плавающим. Простой ленточный тормоз (рис. 127, а) состоит из шкива, укрепленного на вращающемся валу 7 трансмиссии, и тормозной ленты 4 с фрикционными накладками. Один конец ленты через тягу 10 с регулировочной гайкой прикреплен к картеру 9, а другой — к двуплечему рычагу 3, который тягой 2 соединен с педалью 1.

 

При отпущенной педали пружины 8 оттягивают ленту от шкива, а винт-упор 6 ограничивает провисание ленты. При нажатии на педаль 1 рычаг 3 затягивает ленту на шкиве 5 и под действием сил трения, возникающих между шкивом и тормозной лентой, шкив затормаживается. Простой ленточный тормоз дает интенсивное торможение только при вращении шкива в одну сторону (по направлению стрелки). 

Рис. 127. Схемы тормозных механизмов: а — простого ленточного; в — плавающего ленточного; в — колодочного; г - дискового; 1 — педаль; 2 - тяга; 3 и 11 — рычаги; 4 - тормозная лента; 5 — тормозной шкив; 6 — винт; 7 — вал; 8 — оттяжная пружина; 9 — картер; 10 — тяга с регулировочной гайкой; 12 и 14 — пальцы; 13 —неподвижный кронштейн; 15 — разжимной кулачок; 16-колодка; 17—неподвижные шарниры колодок; 18— пружины; 19 и 22 — диски с фрикционными накладками; 20 и 21 — нажимные диски; 23 — шарики; 24 — серьга.

Плавающий ленточный тормоз (рис. 127, б) отличается от простого тем, что оба конца тормозной ленты подвижны и соединены с плечами рычага 11, что позволяет одинаково интенсивно тормозить при вращении шкива в разные стороны. В зависимости от направления вращения шкива один из пальцев 12 или 14 становится неподвижным, а другой, перемещаясь вместе с лентой, затягивает ее на шкиве.

Ленточные тормоза применяют на многих гусеничных и некоторых колесных тракторах в рабочих и стояночных тормозных системах.

Колодочный тормоз состоит из тормозного барабана (шкива) 5 (рис. 127, в), который вращается вместе с колесом. Внутри барабана находятся две колодки 16 с фрикционными накладками, установленные на диске, жестко укрепленном на картере моста. При нажатии на педаль 1 разжимной кулачок 15 раздвигает верхние концы колодок 16, которые поворачиваются вокруг шарниров 17, и прижимает колодки к внутренней поверхности тормозного барабана. Возникают силы трения, препятствующие вращению барабана, а следовательно, и колеса, и скорость движения трактора или автомобиля снижается. Чем больше сила нажатия на колодки, тем больше момент и работа сил трения, а также замедление движения машины. При отпускании педали пружины 18 отводят колодки от тормозного барабана и торможение прекращается. Колодочные тормоза применяют на некоторых тракторах (К-701, Т-150К)

Дисковый тормоз может быть двух типов: с несколькими вращающи мися дисками, оснащенными фрикционными накладками, которые прижимаются к неподвижному корпусу или с одним вращающимся диском который зажимается с обеих сторо неподвижными плоскими тормозными колодками. Дисковый тормоз первого типа (рис. 127, г) состоит из соединительных 19, 22 (с фрикционными накладками) и нажимных 20, 21 дисков. Диски 19 и 22 шлицами соединены с валом 7 трансмиссии, а между дисками 20 и 21 в гнездах расположены шарики 23.

При нажатии на педаль 1 диски 20 и 21 поворачиваются вокруг своей оси навстречу друг другу. При этом шарики выходят из гнезд и, скользя по скосам, раздвигают диски в стороны, прижимая диски 19 и 22 с фрикционными накладками к стенкам картера 9. Образовавшиеся силы трения затормаживают вал 7. При отпускании педали диски 20 и 21 пружинами (на рисунке не показаны) возвращаются в исходное положение.