Тормозная система представляет собой совокупность устройств для торможения, т. е. уменьшения кинетической энергии массы трактора.
Управляятрактором, водитель постоянно изменяет скорость их движения в зависимости от состояния дороги и окружающей обстановки. Иногда возникает необходимость экстренной остановки транспортного средства в случае появления внезапного препятствия или человека на проезжей части дороги.
Замедление машины с помощью сил трения в трансмиссии, сопротивления дороги и воздуха незначительно. Поэтому для создания большего дополнительного сопротивления движению и быстрого снижения скорости тракторы оборудуют тормозными системами. С помощью этих систем можно удержать на уклоне неподвижно машину и предупредить ее нежелательный разгон при спуске. Кроме этого, тормозную систему тракторов используют для обеспечения крутого поворота.
В большинстве случаев торможение происходит в результате необратимого преобразования кинетической энергии трактора или автомобиля сначала в работу трения, а затем в теплоту, поглощаемую тормозными механизмами, шинами, трансмиссией и двигателем, если он не отсоединен от трансмиссии.
Путь, который проходит трактор с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки, называют остановочным. Путь, который пройдет машина от начала торможения до полной остановки, называют тормозным. Значение тормозного пути зависит от скорости движения, состояния дороги (коэффициента сцепления) и многих других эксплуатационных факторов.
При торможении колесных тракторов без прицепов на сухой бетонированной горизонтальной дороге со скоростью 20...30 км/ч остановочный пусть должен быть 6...11 м, если масса трактора до 4 т, и 6,5... 11,5 м, если масса 4...6 т.
К тормозным системам предъявляют следующие основные требования: быстрое срабатывание; правильное распределение тормозного усилия по колесам; обеспечение пропорциональности между усилием на педали (рычаге) и тормозной силой на колесах; плавность торможения и устойчивость машины при торможении; высокая стабильность регулировки тормозных механизмов.
Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную.
- Рабочая тормозная система является основной и служит для регулирования скорости движения трактора с требуемым замедлением вплоть до полной остановки в любых условиях.
- Стояночная тормозная система предназначена для удержания неподвижной машины на уклоне (или подъеме) при отсутствии в кабине водителя.
- Вспомогательная тормозная система необходима для поддержания постоянной скорости движения на затяжных спусках при одновременном снижении нагрузки на рабочую тормозную систему, а в тракторах — дополнительно и для выполнения крутых поворотов.
- Запасная тормозная система предназначена для обеспечения снижения скорости движения и остановки машины в случае частичного или полного выхода из строя рабочей тормозной системы.
Помимо этих систем, многие тракторы оборудуют приводом тормозной системы прицепов.
Применяют следующие способы торможения: тормозной системой с отъединенным от трансмиссии двигателем; двигателем; тормозной системой и двигателем одновременно.
При первом способе основной источник сопротивления движению — тормозные механизмы трактора или автомобиля.
При втором способе — торможении двигателем (он остается соединенным с трансмиссией) — прекращают или значительно уменьшают подачу топлива. Тогда коленчатый вал принудительно прокручивается от колес, из-за чего механические и другие потери в двигателе резко увеличиваются и могут достичь 55 % мощности двигателя при полной подаче топлива и той же скорости вращения коленчатого вала. Интенсивность торможения двигателем зависит от включенной передачи, степени открытия дроссельной заслонки или подачи топлива насосом, а также от состояния (включено или выключено) системы зажигания. Торможение двигателем рекомендуется применять при движении на затяжных спусках и скользкой дороге.
При третьем способе значительно увеличивается интенсивность торможения, а тормозной путь уменьшается на 20...25 %.
Эффективным тормозом-замедлителем служит система с использованием противодавления на выпуске у двигателя. Для создания противодавления выпускной трубопровод перекрывают заслонкой и прекращают подачу топлива в цилиндры. В результате тормозной момент двигателя возрастает примерно вдвое по сравнению с обычным торможением двигателем.
Тормозная система состоит из тормозного механизма и тормозного привода.