Трансмиссия объединяет механизмы, передачи и сборочные единицы, с помощью которых вращение от коленчатого вала двигателя трансформируется, распределяется и переносится к движителям (ведущим колесам или гусеницам), валу отбора мощности и гидропроводу сельскохозяйственных машин.
При выполнении технологических операций сельскохозяйственного производства сопротивления движению, а следовательно, и скорости поступательного перемещения изменяются в широких пределах.
Трансмиссия служит для плавного трогания с места трактора, изменения его скорости и направления движения (вперед или назад), обеспечения длительной остановки без выключени двигателя, осуществления или облегчения поворота, а также для передачи крутящего момента рабочим органам агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и привода рабочего оборудования.
Трансмиссия трактора включает в себя муфту сцепления, соединительный вал, коробку передач, планетарные механизмы, главную и конечные передачи.
По способу трансформации вращательного движения различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.
По принципу действия трансмиссии могут быть механическими, гидравлическими, электрическими или комбинированными — гидромеханическими, электромеханическими т. п.
- Виды трансмиссий такторов
- Муфта сцепления трактора
- Коробка передач трактора
- Раздаточная коробка трактора МТЗ-82
- Карданная передача
- Ведущий мост колесного трактора
- Ведущий мост гусеничного трактора
Механические ступенчатые трансмиссии широко применяют на тракторах Т-25А, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-70С, ДТ-75МВ, Т-4А, Т-130М.
Электрические трансмиссии и гидравлические трансмиссии с гидростатической передачей на отечественных тракторах применяют очень редко.
Гидромеханические трансмиссии с гидродинамической передачей (гидротрансформатором) установлены на тракторах ДТ-175С, К-702, Т-330.
Электромеханические трансмиссии используют на промышленных тракторах ДЭТ-250.
Конструктивные особенности трансмиссий одного и того же типа существенно зависят от вида энергетического средства (трактор), типа движителя (колесный или гусеничный) и числа ведущих колес.
Конструкции трактора с колесными движителями значительно усложняются с увеличением числа ведущих колес. Как указывалось выше, в трансмиссию тракторов со всеми ведущими колесами дополнительно входят раздаточная коробка, передний ведущий мост и карданная передача.
Трансмиссии гусеничных тракторов по конструкции сложнее трансмиссий колесных тракторов, так как они включают в себя дополнительно правый и левый механизмы поворота, которые создают разные крутящие моменты на ведущих звездочках. На тракторах применяют планетарные механизмы поворота (ДТ-175С, ДТ-75МВ, Т-4А) и механизмы поворота с многодисковыми фрикционными муфтами (Т-70С, Т-130).
В отличие от всех гусеничных тракторов особую конструкцию трансмиссии имеет трактор Т-150.
В трансмиссию этого трактора входит коробка передач 3 (рис. 78), имеющая два вторичных (выходных) вала. Концы этих валов с помощью карданных передач 5 соединены с двумя главными передачами 4. От главных передач вращение передается на ведущие валы и далее на правую и левую ведущие звездочки 7 через конечные передачи 6, представляющие собой планетарные механизмы. В трансмиссии трактора Т-150 отсутствует механизм поворота, функцию которого выполняет коробка передач с раздельным гидравлическим приводом вторичных валов. Рис. 78. Схема трансмиссии трактора Т-150: 1—двигатель; 2— муфта сцепления; 3 — коробка передач; 4 — главные передачи; 5 — карданные передачи; 6 — конечная передача; 7 — ведущая звездочка; 8 — редуктор BOM. |
Отличительная особенность трансмиссий тракторов по сравнению со многими трансмиссиями автомобилей — передача механической энергии от двигателя не одним, а двумя или тремя потоками. Помимо передачи крутящего момента на ведущие колеса или звездочки, он передается к заднему и боковому ВОМ для привода рабочих органов сельскохозяйственных машин, а также насосам в гидроприводе сельскохозяйственных машин.
В конструкцию трансмиссий некоторых тракторов вводят дополнительные устройства, с помощью которых можно переключать передачи 23 разрыва потока мощности. К таким устройствам относят гидроподъёмные муфты переключения передач. Трансмиссии с этими устройствами устанавливают на тракторах ТЗ-100, МТЗ-102, Т-150, Т-150К, К-701.
Отличительная особенность конструкции трансмиссии трактора -701 с колесной формулой 4К4 заключается в следующем: основной идущий мост передний; задний мост при необходимости может включаться или выключаться; функции муфты сцепления выполняет гидроподжимная муфта первой передачи.