ВОМ
Вал отбора мощности (ВОМ) - это ведомый (выходной) вал механизма отбора мощности (MOM) вращательного движения.
По месту расположения на тракторе различают задние, боковые и передние ВОМ. Задний ВОМ обычно располагают в корпусе заднего моста трактора, а MOM — совместно с механизмами трансмиссии. Боковой ВОМ размещают в специальном корпусе, укрепляемом на корпусе коробки передач.
Различают вал отбора мощности трактора с постоянной и переменной частотой вращения. Рабочие органы уборочных, почвообрабатывающих и некоторых других машин должны иметь постоянную частоту вращения, а таких машин, как сеялки, сажалки, разбрасыватели,— частоту вращения, пропорциональную или синхронную поступательной скорости движения трактора.
Установлены следующие два значения номинальной частоты вращения ВОМ: 540 и 1000 мин-1 при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля.
По способу привода MOM и их ВОМ делят на зависимые, независимые, полунезависимые, синхронные и комбинированные.
Зависимый MOM (рис. 203, а) характеризуется тем, что его ВОМ прекращает вращаться при выключении главной муфты сцепления. Включают и выключают ВОМ рычагом 1 с помощью зубчатой муфты 3 при выключенной муфте сцепления. При зависимом вале разгон агрегата и рабочих органов машины происходит одновременно, что требует повышенной мощности двигателя и дополнительного расхода топлива.
Рис. 203. Схемы привода валов отбора мощности: а — зависимого: 6 — полунезависимого: в — синхронного; г — комбинированного; 1 и 6 — рычаги; 2 и 4 — зубчатые колеса: 3 — зубчатая муфта: 5 — планетарный редуктор; 7 — приводной вал. |
Независимый MOM отличается от полунезависимого тем, что для управления ВОМ при движении и остановке трактора устанавливают дополнительную фрикционную муфту или планетарный редуктор.
Синхронный MOM (рис. 203, в) изменяет частоту вращения ВОМ при переходе с одной передачи на другую и вращается от зубчатого колеса ведомого вала коробки передач или от одного из ведомых валов трансмиссии. ВОМ -синхронного MOM обычно зависимый. Включают и выключают его зубчатой муфтой 3 при выключенной муфте сцепления.
Комбинированный MOM (рис. 203,г) состоит из независимого и синхронного MOM. Для включения независимого ВОМ рычаг 1 переводят в положение II и зубчатая муфта 3 соединяет с приводным валом 7 зубчатые колеса 2. При перемещении рычага 1 в положение I зубчатая муфта 3 соединяет с валом 7 зубчатые колеса 4 и включает синхронный ВОМ.
Все ВОМ имеют шлицевые выходные концы (хвостовики) со стандартными размерами для присоединения шарнира карданной передачи привода рабочих органов агрегатируемых машин.
Боковой ВОМ тракторов МТЗ-80, МТЗ-100 предназначен для привода машин, навешиваемых на трактор спереди или сбоку. Он собран в специальном корпусе, который крепят к левому люку корпуса коробки передач. Боковой ВОМ вращается от зубчатого колеса первой передачи и заднего хода коробки передач через подвижное зубчатое колесо. Частота вращения бокового ВОМ составляет 535 или 735 мин-1 в зависимости от того, включен или выключен понижающий редуктор коробки передач.