Задний мост трактора Т-150 состоит из сварного корпуса 4 (рис. 104), в средней части которого закреплены два картера 5 с главными передачами, а с торцов приварены валы-ступицы 2.
Корпус заднего моста является задней поперечной связью рамы и прикреплен к ней бугельными зажимами. В верхней части корпуса размещены кронштейны для крепления редуктора вала отбора мощности.
Рис. 104. Задний мост трактора Т-150: 1 — ведущий вал заднего моста; 2 — вал-ступица; 3 — призматическая шпонка; 4 — корпус; 5 — картер; 6 — венец ведомого зубчатого колеса; 7 — распорная втулка; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — маслосгонное кольцо; 10 — шайба; 11 — фланец; 12 — болт-съемник; 13 — двойной сальник; 14 — каркасный сальник; 15 — крышка корпуса; 16 и 18 — регулировочные прокладки; 17 — конический роликоподшипник; 19— стакан подшипников; 20 — ведущее коническое зубчатое колесо; 21 —штифт; 22 — сапун; 23 — стяжной болт; 24 — ступица; 25 — крышка подшипника; 26—болт стопорной пластины; 27 — стопорное кольцо; 28 — регулировочная гайка; 29 — стопорная пластина гайки. |
Две независимые, одинаковые по конструкции главные передачи служат для сообщения вращательного движения правому и левому ведущим валам заднего моста, а от них — к планетарным редукторам (конечным передачам) и звездочкам гусеничных цепей.
Главная передача состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями. Ведущее коническое зубчатое колесо 20, изготовленное как одно целое с валом, вращается в двух конических роликовых подшипниках 17, расположенных в стакане 19. Затяжку подшипников регулируют прокладками 18. На шлицевой хвостовик зубчатого колеса 20 надет фланец 11, предназначенный для соединения с карданной передачей. Фланец и подшипники затягивают корончатой гайкой.
Ведомое коническое зубчатое колесо главной передачи состоит из зубчатого венца 6, прикрепленного специальными призонными болтами к ступице 24 и вращающегося вместе с ней в двух конических роликовых подшипниках 17. Наружные обоймы подшипников установлены в разъемные гнезда, образованные расточкой картера и крышки подшипника. Крышки 25 подшипников крепят на шпильках корончатыми гайками. С торца наружные обоймы подшипников прижаты регулировочными гайками 28, которые удерживаются от отворачивания стопорными пластинами 29.
Внутренними шлицами ступицы 24 ведомых зубчатых колес соединены с ведущими валами 1. На наружных шлицевых хвостовиках этих валов установлены ведущие солнечные зубчатые колеса планетарных редукторов.
Специального механизма поворота в заднем мосту этого трактора нет, так как разделение потока мощности к звездочкам гусеничных цепей происходит не в заднем мосту, а в коробке передач. Для этого в коробке передач имеются не один, как обычно, а два одинаковых вторичных вала, которые соединены карданными передачами с фланцами 11. На валах установлены гидроподжимные муфты для включения передач без разрыва потока мощности.
Поворот трактора может быть осуществлен двумя способами: с фиксируемым и нефиксируемым радиусом поворота. При первом способе включают разноименные передачи на вторичных валах. Тогда трактор поворачивается в ту сторону, на которой включена более низкая передача. Фиксируемый радиус поворота зависит от сочетания передач, включенных на вторичных валах.
Второй способ поворота состоит в том, что на одном вторичном валу включается какая-либо передача, а из всех гидроподжимных муфт другого вала сливается масло.
Происходит поворот с нефиксируемым радиусом. Если при этом выключенный вторичный вал затормозить установленным на нем ленточным тормозом, то произойдет крутой поворот трактора. Плавно выключить гидроподжимную муфту можно при повороте рулевого колеса на угол 42°, а включить ленточный тормоз вторичного вала — при повороте рулевого колеса на больший угол.